По оценке экспертов "РИА-Аналитика" объем производства в российском машиностроении в I полугодии отставал от докризисного уровня всего на 5%. На фоне многих других отраслей промышленности это довольно неплохой показатель. Однако, как отмечается в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги I полугодия 2011 года", подготовленном экспертами Центра экономических исследований "РИА-Аналитика", такого результата удалось достичь за счет гипертрофированного роста в одних сегментах машиностроительного комплекса при одновременном сохранении глубокого спада производстве в других.
Рост производства в машиностроении по сравнению с I полугодием прошлого года составил более 20% – это лучший результат среди всех отраслей обрабатывающего комплекса промышленности. При этом основной вклад (более 40%) в положительную динамику машиностроительного комплекса внесло автомобилестроение, а вернее – производство легковых автомобилей, которое на 12% превзошло докризисный уровень. Основная заслуга такого результата лежит на стимулирующих мерах правительства – утилизационной программе, льготном автокредитовании, высоких импортных пошлинах. Каждый пятый автомобиль в России по итогам полугодия был продан за счет стимулирующих программ.
Также небывалые результаты отмечены в производстве грузовых вагонов. Их выпуск уже почти в полтора раза превысил докризисный уровень. Внутренний рынок грузовых вагонов сейчас пребывает в остром дефиците. Однако наравне с факторами рыночного характера, как то наращивание парка вагонов независимыми железнодорожными операторами и увеличение грузоперевозок в связи с реализацией масштабных госпроектов, дефицитное состояние рынка обусловлено перебоями в системе диспетчеризации вагонопотоков. Об этом свидетельствуют часто возникающие в последнее время заторы вагонов на подступах к морским портам. Таким образом, ажиотажный спрос на вагоны отчасти является переоцененным, и этот пузырь может лопнуть, как только взаимодействие между независимыми операторами и РЖД станет более эффективным.